Капсула, торжественно уложенная в основание будущей верфи в бухте Чажма вице-премьером Сечиным, выкопана. Домики потенциальных строителей размонтированы. Пустое место для строительства морских буровых установок сторожит шестимесячный щенок Чип.
Бухта надежды
Чипу есть где разгуляться: с одной стороны зеленый лес, с другой — укатанный щебенкой берег с вертолетной площадкой посередине, рядом — рукотворное с отсыпанным по периметру земляным ограждением озеро — место будущей верфи. Ее предполагалось создать на базе 30-го судоремонтного завода Минобороны совместно с сингапурско-китайской Yantai Raffles Shipyard Limited, чтобы строить морские буровые установки и технологические платформы для добычи углеводородов на морском шельфе.В Чажме остался «домик Путина» — так местное население называет просторный одноэтажный дом с синей крышей, где, надо полагать, вполне комфортно и собаке, и единственному в бухте охраннику.
— А что они тут охраняют?
— Территорию, видимо, — считает депутат думы ЗАТО Фокино Александр Рольдер. — Да если б их не было, эту щебенку вмиг бы оприходовали.
Вертолетная площадка использовалась, видимо, единожды, в ноябре прошлого года. Тогда в Чажму прилетели вице-премьер Игорь Сечин вместе с главой Yantai Raffles Shipyard Limited господин Брайаном Чангом и во время закладки в основание будущей суперверфи памятной капсулы «взяли в руки совковые лопаты, чтобы положить начало одному из крупнейших инвестиционных проектов не только Приморья, но и всей России. Присутствовавшие при этом руководители Приморского и Хабаровского краев, главы крупнейших российских нефтяных и газовых компаний встретили аплодисментами трудовой порыв» (цитирую по одному из информагентств). Порыв не оценен.
Сегодня Александр Рольдер легко определяет место, где и капсула была, и табличка соответствующая, да куда-то сгинули. Проект верфи в Чажме приостановлен: площадка до сих пор не передана министерством обороны Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Мало-мальски двигается проект верфи для строительства крупнотоннажных морских судов различного назначения, в том числе крупнотоннажных газовозов в Большом Камне. Неправильно было бы понять, что от идеи строительства верфи в Чажме на базе 30-го завода отказались, но взаимопонимания с Минобороны пока нет.
Между тем с идеей строительства верфи жители поселка Дунай связывают — пока еще — большие надежды на возрождение жизни в этом, по общепринятому мнению приморцев, проклятом месте.
— Прошло двадцать пять лет с момента аварии на подлодке в Чажме! Мы уже сами перестали относиться к Дунаю как к радиоактивной клоаке. Уже заметно, что люди перестали из поселка уезжать, и уже даже приезжает кое-кто, — говорит житель Дуная Константин Иващенко. — Лично со специалистами лаборатории измеряли фон в поселке — все в норме. Короче, только вздохнули, захотели, чтобы верфь строить начали — это же жизнь, рабочие места… как на тебе новая напасть — додумались поставить в док 30-го завода на утилизацию аварийную атомную подводную лодку!
Бухта тревоги
Речь о той самой подлодке, на которой 25 лет назад во время загрузки ядерного топлива из носового реактора произошел тепловой взрыв с выбросом радиоактивных материалов. Они попали не только в отсек, но и на территорию завода, в саму бухту. Про эту аварию в Чажме 25 августа 1985 года знают все приморцы. Лодка с тех пор не на ходу, хранится в бухте Павловск, поддерживаемая на плаву понтонами.
— В Павловске стоят две предназначенные для утилизации подлодки, в том числе и эта, печально знаменитая, — рассказывает метролог, начальник лаборатории 30-го завода Иван Фирсов. — К слову, и вторая (на ней авария произошла тоже в 1985-м, но в море, поэтому о ней широко не известно), по слухам, была в более опасной ситуации: у нее якобы потек реактор. Доказать ничего не можем, но земля же слухами полнится, а живем мы здесь практически одними интересами… И обе лодки должны быть утилизированы в рамках программы подготовки к саммиту АТЭС.
Должны и должны. Но утилизировать лодку собрались было не целиком, а по так называемому трехотсечному варианту. Формирование блока из 5-го, 6-го и 7-го отсеков планируется проводить с невыгруженным ядерным топливом.
— «ФГУП «30-й СРЗ» не имеет лицензии на использование ядерных материалов в оборонных целях и не в состоянии обеспечить физическую защиту ядерного объекта и ядерных материалов», — написали в письме в высокие инстанции члены инициативной группы работников завода и жителей Дуная, — рассказывает начальник бюро заводских калькуляций Эльвина Рябикова.
Решение проводить утилизацию не в Большом Камне, который имеет все условия для столь сложной работы, а в доке БДК-41 30-го завода мотивировали высокой загруженностью мощностей на «Звезде», опасностью транспортировки подлодки в Большой Камень (до Чажмы ближе) и вообще тем, что завод находится в черте города и там «люди живут»…
Крайним стал Разбойник
Чуть было не вылившееся в протест возмущение жителей Дуная упредило мудрое решение.
— Первоначально действительно мы рассматривали несколько вариантов мест утилизации аварийной лодки, — заявил гендиректор завода «Звезда» Андрей Рассомахин. — В том числе один из доков 30-го судоремонтного завода. Но, перераспределив загрузку собственных доковых мощностей, отказались от этого варианта.
Планируется, что в августе завод сформирует трехотсечный блок, лодку поставят на стапель завода «Звезда», а потом отбуксируют на специальном понтоне в береговое укрытие в бухте Разбойник.
Жители Дуная решением довольны, что и отметили на митинге.